Архив аукциона №23(68)
Лот 97
Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938) Тарелка с изображением африканской красавицы

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №97    Следующий лот 


Конец 1920-х–1930-е гг. Фарфор, живопись по фарфору Диаметр: 26 см

По краю два небольших скола.
Исключительно редкая.

   Экспедиция в Центральную Африку на полугусеничних автомобилях марки Ситроен, устроенная для испытаний и рекламы новых транспортных средств, состоялась в 1924–1925 гг. и была названа «Черным походом».   

   Руководителем экспедиции был назначен директор заводов Ситроена Жорж-Мари Хаардт, его помощником стал Луи Одуэн-Дюбрей. Штатным кинооператором экспедиции был известный режиссер Леон Пуарье, а художником-этнографом — Александр Евгеньевич Яковлев.

   Восемь автомобилей экспедиции стартовали 28 октября 1924 г. из города Коломб-Бешар на западе Алжира. Достигнув озера Альберта, экспедиция разделилась на четыре группы по две машины в каждой. 28 июня 1925 г. все группы встретились в столице Мадагаскара Антананариву. Всего было пройдено около 20 000 км.

   В пути участники экспедиции не только тестировали технические возможности автомобилей, но и собирали зоологические коллекции (300 млекопитающих, 800 птиц и 15 000 насекомых), вели этнографические наблюдения и др.

   Рисунки, сделанные во время путешествия, стали основой целого цикла «африканских» работ А.Е. Яковлева. Около 230 произведений были выставлены в 1926 г. в галерее Charpentier в Париже. Часть зарисовок, сопровождаемых путевыми заметками, была издана в 1927 г. в Париже в виде альбома хромолитографий «Яковлев А. Зарисовки и картины Африки. Экспедиция Ситроена в Центральную Африку». Наиболее запоминающиеся рисунки стали сюжетами росписи тарелок.

   Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938) – живописец, график, монументалист, сценограф, педагог, путешественник, этнограф. В 1904 г. поступил в Высшее художественное училище при ИАХ. С 1907 г. учился в ИАХ в мастерской Д.Н. Кардовского. Изучал технику сангины и темперы в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И. Киплика. В 1910-е гг. создал много графических работ для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива» и «Аполлон». Участвовал в выставках Академии художеств, СРХ (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член объединения с 1913) и др. В 1913 г. получил звание художника и право на стажировку за границей. В 1914 г. путешествовал по Италии, Испании, посетил остров Майорка. Произведения Яковлева, созданные маслом и сангиной во время путешествия, экспонировались в 1915 г. на выставке общества «Мир искусства». В 1916–1917 гг. вместе с В.И. Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве, участвовал в разработке проекта росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве. При подготовке к созданию росписей церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари, Яковлев копировал фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В 1917 г. вместе с Д.Н. Кардовским и В.И.Шухаевым учредил «Цех живописцев Святого Луки», преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е. Богаевой. В 1917–1919 гг. путешествовал по Китаю, Монголии и Японии, изучая местное искусство и театр. Созданные в это время несколько сотен рисунков и картин были выставлены в галерее Барбизанж в Париже. В 1924 г. состоялась выставка его работ в Питсбурге. В 1924–1925 гг. участвовал экспедиции в Центральную Африку, организованной в качестве рекламы французской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный поход»). Выставка картин и рисунков, созданных во время экспедиции, прошла в галерее Шарпентье в 1926 г. В 1927 г. за эти работы Яковлев был удостоен ордена Почетного легиона. В 1928–1929 гг. совершил поездку по Италии, создав серию полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. В 1931–1932 гг. участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый поход»). Занимался фресковой живописью, иллюстрировал книги по искусству китайского и японского театра, писал портреты. С 1935 г. преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Работы художника хранятся в крупнейших музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, а также в ГРМ, ГТГ и др.

Предварительная оценка: 170 000 – 220 000 р.