Опричник (Князь Вяземский)

 Предыдущий экспонат    № 3102   Следующий экспонат 

Автор: Лансере Евгений Александрович (1848–1886)

Модель 1877 г.
Россия, Санкт-Петербург
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена, 1880-е гг.
Бронза, литье, чеканка, монтировка, патинирование.
40 х 33 х 14,5 см
Вдоль передней кромки в резерве в литье подпись автора: " ЛЪПИЛЪ Е.ЛАНСЕРЕ"; вдоль задней кромки - штамп клеймо фабрики отливщика:  "Ф.ШОПЕНЪ".

Экспертное заключение № 86 кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой, старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства культуры РФ.

Скульптура кабинетная "Молодой опричник (Князь Вяземский)" изображает русского воина в кольчуге, с колчаном, щитом и мечом, сидящего в высоком седле на богато украшенном коне. Под седлом шкура барса, к седле приторочена голова собака - символ опричника, который как пес выгрызает измену, будучи по-собачьи предан царю. Фигура смонтирована на полом цоколе с рельефным поземом, фактурно передающем неровности почвы и растительности.
В альбомах моделей Е.А. Лансере фигура называется: Опричник. Князь Вяземский, опричник-телохранитель, Молодой опричник на легком аргамаке (лошади), Молодой опричник на коне.
Одной из тем творчества  Е.А. Лансере является историко-художественная реконструкция допетровской Руси. В частности, скульптор создал несколько композиций, изображающих персонажей романа А.К. Толстого "Князь Серебряный".
Представленная фигура - точный портрет князя Вяземского перед поединком с боярином Морозовым: "Вооружение Вяземского было гораздо легче <...> он захотел надеть не зерцала, ни бахтерцов, хотя они и считались самой надежною броней, но предпочел им легкую кольчугу. <...> Конь Афанасия Ивановича, золотисто-буланый аргамак, был весь увешан, от головы до хвоста, гремячими цепями из дутых серебряных бубенчиков. Вместо чепрака или чалдара пардовая кожа покрывала его спину. На вороненом налобнике горели в золотых гнездах крупные яхонты. Сухие черные ноги горского скакуна не были вовсе подкованы, но на каждой их них, под бабкой, звенело по одному бубенчику" (цит. по Толстой А.К. Князь Серебряный. М., 2007. С. 212-213).

Выставки:
Выставка скульптуры Е.А. Лансере и А.Л. Обера. Императорское общество поощрения художников, Санкт-Петербург, 1886 (№ 31).
Скульптура анималистического жанра, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. 1985;
Выставка к 150-летию со дня рождения скульптора Е.А. Лансере (1848-1886), Москва, ГТГ, 1998.

Публикации:
Врангель Н.Н. Скульптура // Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. V. М., 1913. С. 342.
Гончарова Л. Н. Реалистическое направление в декоративно-прикладной бронзе. Вторая половина XIX века. // Русская художественная бронза Труды ГИМ. Памятники культуры. М., 1958. Рис. 76.
Дементьева Л.А. Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей. М., 2001. С. 60-61.
Sudbury G.W. Evgueni Alexandrovitch Lanceray 1848-1886. Le sculpteur russe du cheval. Paris, 2006. P. 129.

Собрания:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
Скульптура "Молодой опричник (Князь Вяземский)" маркирована авторской подписью, выполнена на очень высоком художественном и техническом уровне, обладает несомненной художественной и коллекционной ценностью.

Цена: Временно нет в наличии

Версия для печати.