Санкт-Петербург. Набережная Невы у Благовещенского моста на закате

 Предыдущий экспонат    № 1070   Следующий экспонат 




Автор: Репин Илья Ефимович (1844–1930)

1896 г.
Холст, масло
36 х 53,4 см

Справа внизу дата и подпись тушью, поставленная позднее:  «1896/ Ил.Ръпинъ».
Экспертное заключение НИНЭ им.П.М.Третьякова от 18.01.2012 г.
 
Незадолго до кончины в 1930 г. И.Е.Репин разбирая свой архив, накопившийся за шестьдесят лет творческого пути, подписывал то, что не имело подписи. В первую очередь это были этюды и рисунки. 

  Илья Ефимович Репин, профессор исторического класса живописи с 1894 г., жил в казенной квартире в здании Императорской Академии художеств на Васильевском острове. По воспоминаниям племянницы художника Л.А. Шевцовой-Споре «квартира художника в Академии была большая, просторная, во много комнат. Она находилась на третьем этаже и выходила окнами на Четвертую линию. Хорошо виден был большой мост через Неву (ныне мост Лейтенанта Шмидта) и далее пакгаузы и постройки Гавани» (Л.А. Шевцова-Споре. Воспоминания о Репине. Новое о Репине. Под ред. И.А. Бродского и В.Н. Москвинова. Л., Искусство, 1969. С. 147.).
 На этюде изображена площадь перед Николаевским (Благовещенским) мостом зимой, на закате морозного дня. Видно оживленное движение саней, груженных льдом, добываемым на Неве. Повидимому, гениального русского живописца привлеки отблески закатного солнца на облаках. Этюд в полной мере отражает творческий метод мастера, базирующийся на реальном зрительном образе и впечатлении – основе импрессионизма, его синтетическом восприятии, непосредственном переживании увиденного  и искренности передачи своих впечатлений. Сходное отношение к процессу создания произведений было у французских художников-импрессионистов, в частности у Клода Моне, в полотнах которого видно то же стремление передать изменения цвета воздушных масс и теней, которое мы видим на этюде выдающегося русского художника.
 

Версия для печати.