Архив аукциона №42 (113)
Чайный набор из 3 предметов. «Гвоздика и роза»: чашка, блюдце и глубокое блюдце. (ГФЗ) Государственный фарфоровый завод. Автор росписи С. Чехонин. 1923-1924.

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №554    Следующий лот 

(ГФЗ) Государственный фарфоровый завод. Автор росписи С. Чехонин. 1923-1924.
 Высота чашки 5 см. Диаметр блюдца 14,5 см. Диаметр глубокого блюдца 15,5 см. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Марки: на блюдце зеленым подглазурно «НII» под короной с годом «1895», черным надглазурно «КНП5» с серпом и молотом и шестеренкой, и годом «1918-1923», а также номер «№ 79»; на чашке черным надглазурно «КНП5» с серпом и молотом и шестеренкой, и датой «1918-1923», а также номер «№ 79»; на глубоком блюдце зеленым подглазурно «НII» под короной с годом «1905», синим надглазурно «серп, молот и шестеренка. 1921». Незначительные два скола на блюдце. Трещина в глазури на донышке глубокого блюдца. В целом сохранность очень хорошая.

В 1918 году Императорский фарфоровый завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), затем в 1925 году — в Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова (ЛФЗ). В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.
Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С. Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира».
Чехонин Сергей Васильевич (1878–1937) — русский художник и график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге у Я.Ф. Ционглинского (1896–1897), в Школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина (1897–1900). Член художественного объединения «Мир искусства». С 1904 года работал в Абрамцевской гончарной мастерской С.И. Мамонтова. Много работал в области книжной и журнальной графики. В 1918–1923 и 1925–1927 годах был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде). В 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших заводов Кузнецовых в Новгородской губернии). Исполнил первые образцы росписи «агитационного фарфора». В 1928 году эмигрировал во Францию.

 


 

Предварительная оценка: 115 000 - 120 000 р.