Топ-лоты аукциона №37(98) «Русское искусство XIX–XX вв».

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92918_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник
Портрет императора Петра I
Вторая треть XVIII–XIX вв.
Холст, масло
57 х 44 см
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.

Иконографической основой данного портрета стал портрет императора Петра I, созданный Луи Караваком в 1722 г. 

Портреты императоров были обязательны в официальных учреждениях Российской империи, поэтому их массово заказывали художникам. Часто при этом указывалось, какой именно из существующих портретов главы государства следует считать образцовым. Именно такой образец копировался художниками разного ранга.
Портрет Петра I, написанный Луи Караваком, императрица Екатерина II передала скульптору Этьену Фальконе как образец для создания лица «Медного всадника».

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92919_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины II

Конец XVIII – начало XIX вв.
Холст, масло
60 х 52,5 см
В левом нижнем углу трудночитаемая надпись и дата «1783»
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.

Экспертное заключение С.А. Подстаницкого.

Иконографической основой данного портрета стал портрет императрицы Екатерины II, созданный Ф.С. Рокотовым в 1777–1779 гг.

Императрица Екатерина II внимательно относилась к собственному образу на официальных портретах. Портрет Ф.С. Рокотова был рекомендован в качестве образца при создании императорских портретов другими художниками. Сам Ф.Рокотов исполнил несколько вариантов-повторений этого портрета.

 

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92920_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник
Портрет императора Павла I
1800 – 1840/1850-е гг.
Холст, масло
84 х 70 см (овал)

На подрамнике надпись карандашом «Капитул» и частично утраченная красная сургучная печать с двуглавым орлом и надписью по краю: «Печать 2 отделения Императорского Эрмитажа».
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.

Экспертное заключение ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря от 24 ноября 2004 г.
Экспертное заключение ГЭ от 25.12.2001 г.

Иконографической основой данного портрета стал портрет императора Павла I, созданный В.Л. Боровиковским в 1796 г.

Император на портрете изображен в мундире Преображенского полка с орденами Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест). Интересно, что под слоем зеленой краски был обнаружен красный красочный слой. Можно предположить, что в первоначальном варианте портрета обшлага мундира были красными. Объяснение изменения цвета может быть следующим. Портрет мог быть написан в 1800 г., когда обшлага на мундирах офицеров Преображенского полка были красными. В дальнейшем при передаче портрета в Капитул Российских орденов (?), мундир на портрете был изменен, возможно потому, что его цвет неправильно ассоциировался с формой Гатчинских войск времен Екатерины II и соответственно временем, когда Павел Петрович был еще великим князем.

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92921_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник мастерской С.С. Щукина
Портрет императора Александра I
Конец 1820-х гг.
Холст, масло
73,5 х 58,7 см
На обороте надпись: «П. Акад. Художес. Советникъ С.Щукин 1809».
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.
Экспертное заключение ГТГ от 28. 06 2004 г.

Иконографической основой данного портрета стал портрет императора Александра I, созданный С.С. Щукиным в 1809 г.

Представленный вариант портрета императора Александра I интересен тем, что в его создании принимали участие два художника. Кроме того, по традиции, в соответствии с изменениями военной формы, на портрете переписывался воротник мундира императора. По архивным источникам известно, что С.С. Щукин и руководимый им портретный класс Императорской Академии художеств неоднократно получал заказы на исполнение портретов императора для «присутственных мест». Например, для Адмиралтейства потребовалось написать сразу 24 поясных портрета Александра I.

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92922_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник
Портрет императора Николая I
Вторая половина XIX в.
Холст, масло
74,5 х 61 см
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.

Иконографической основой данного портрета стал портрет императора Николая I, созданный О. Верне в 1830-е гг.

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92923_1_CompressedImage.jpeg

Неизвестный художник
Портрет императора Александра II

Вторая половина XIX в.
Холст, масло
92,5 х 73 см
Оформлена в старинную деревянную позолоченную раму.
Иконографической основой данного портрета стал портрет императора Александра II в форме полковника Лейб-гвардии Преображенского полка.

 http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92924_1_CompressedImage.jpeg

Извеков Иван (работал в середине XIX века)
Портрет цесаревича великого князя Александра Александровича 

Середина 1870-х гг. 
Холст, масло 
81 х 64 см (овал)
У правого края подпись: «Извҍковъ».
Экспертное заключение ВХНРЦ  имени И.Э. Грабаря от 10 марта 2005 г.

На портрете изображен наследник-цесаревич великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) (1845–1894) в мундире генерала от артиллерии, со знаками отличия генерал-адъютанта.

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92928_1_CompressedImage.jpeg http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92929_1_CompressedImage.jpeg

Серов Валентин Александрович (1865–1911)
Лев и львица.
Двусторонний рисунок. На обороте рисунок «Лежащий лев»
Вторая половина 1890-х гг.
Бумага на картоне, графитный карандаш
21 х 30,1 см
В правой нижней части рисунка подпись-монограмма «ВС»
Экспертное заключение О.С. Глебовой.

В 1896–1899 гг. В.А.Серов создал серию набросков с натуры в зоопарке. Часть этих зарисовок была использована им для работы над иллюстрациями к басням И.А. Крылова.

http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92927_1_CompressedImage.jpeg

Репин Илья Ефимович (1844–1930)
Христос в Гефсиманском саду

Около 1888 г.
Бумага светло-желтая, графитный карандаш
22,2 х 35,4 см

Внизу по центру под изображением чернилами пером подпись: «Ил. Ръпи». Слева внизу красным карандашом номер: «190». По краям основы заметны следы реставрации.
Экспертное заключение ГТГ от 19.03.2008 г.
Из собрания дочери художника В.И.Репиной.

Работа является первоначальным вариантом рисунка «Предательство в Гефсиманском саду», исполненного И.Е.Репиным в 1888 г. (ныне в собрании ГРМ).

 http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/92973_1_CompressedImage.jpeg

Добужинский Мстислав Валерианович (1875–1957) 
Эскиз декорации к опере
«Хованщина» в постановке Метрополитен-Опера
1950 г.
Бумага на картоне 
26,8 х 35,6 см

Справа внизу авторская подпись и дата: «MDobujinsky/1950».  
На обороте справа внизу «MDobujinsky», слева внизу авторский штамп.