Архив аукциона №19(57)
Лот 38
Крымов Николай Петрович ( 1884 – 1958) Пейзаж с коровами

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №38    Следующий лот 


1909 г. [1910?]
Холст, масло
52 х 63,5 см

Слева внизу подпись и дата: «Ник. Крымов//1909»
Экспертное заключение ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря от 15 ноября 2012.
Оформлена в старинную раму.

Представленная работа является классическим образцом творчества Крымова его лучшего периода 1900–1910 гг. Среди его графических рисунков известен «Пейзаж с коровами», опубликованный в книге Порто И.Б. Николай Крымов.
Живопись, графика, театр. Каталог-резоне. (М., Искусство - XXI век, 2009 г., Кат 1112, ил. стр. 239), датированный 1910-ми годами.

   Крымов Николай Петрович (1884 – 1958) – русский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в Москве в семье художника П. А. Крымова. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, занимался сначала на архитектурном отделении, а в 1907–1911 гг. – в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), выставок «Союза русских художников». В 1906–1909 гг. был графиком-оформителем журнала «Золотое руно». Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе спектакли «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933. В 1919–1930 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе и Московском училище памяти 1905 года. Жил в Москве, с 1928 г. проводил значительную часть года в Тарусе. Работы хранятся в ГРМ, ГТГ и др.

   Из записок художника: «Надо заметить, что если над пейзажем тучи или сплошные облака, а пейзаж освещен солнцем, то тени темные и резкие, а если чистое небо, то тени нежные.
   Если тучи вдали, а не над пейзажем, то тени могут оставаться слабыми, так как над пейзажем небо чистое». (Николай Петрович Крымов. Художник и педагог. Статьи. Воспоминания. М., 1960. С. 41.)

   «Крымов верит, что закон меры и красоты приложим к беспорядочным, на первый взгляд, формам нашей природы, к неприбранному и разбросанному укладу нашей «деревни». Он ищет здесь меру и красоту также настойчиво и убежденно, как искали их в своей обстановке старые фламандские и голландские художники. В свежести его отношения к миру, в его свободе от эклектизма, есть подлинные черты архаического искусства. Артистичность его натуры превращает даже подготовительные работы в картины» (П. Муратов. Пейзаж в русской живописи. 1900 – 1910 гг. // Аполлон. 1910. № 4. Январь. С. 17.)

«<…> Обнаружившееся в последних картинах Крымова чувство ставит его наряду с такими настоящими мастерами пейзажа, как старые голландцы и французские художники, работавшие в лесу Фонтебло. Дороже всего в Крымове бессознательная его преданность художественной идее, уже столько раз оправданной в веках. <…> Указанные здесь этапы его пути ведут от выражения случайных эмоций к аналитическому наблюдению природы, затем к работе над формой. Формальные задачи включают в себя композицию, преодоление вещественности, глубину и силу живописного изображения. Все это завершается, особым, проникающим всю природу веянием одухотворенности. В сущности, таков единственный путь от обособленности человеческого сознания к слиянию с миром – к тому душевному прозрению, благодаря которому родилось искусство Греции и Возрождения». (П. Муратов. Николай Петрович Крымов. // Аполлон. 1911. № 3. С. 22.

Предварительная оценка: 3 900 000 – 5 500 000 р.

Версия для печати.