Архив аукциона №19(64)
Лот 221
Крученых А., Хлебников В. Победа над солнцем. Опера А. Крученых музыка М. Матюшина. [СПб.], Типография товарищества «Свет»,[1913].

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №221    Следующий лот 


Формат издания: 25,5 х 18 см; 24 с.

Большая редкость!
Книга русского авангарда!
Обложка по рисункам К. Малевича и Д. Бурлюка.
[Тираж 1000 экз.].

Издание вышло на бумаге двух типов: 1) тонкой с обложками из плотной бумаги; 2) на плотной серой бумаге с облож- ками розового цвета.
Данное издание на плотной серой бумаге с розовыми обложками.
На обложке воспроизведен эскиз декорации К. Малевича ко второй картине оперы (автотипия); Спинка обложки – рис. Д. Бурлюка [человек и лошадь](цинкография).

Экземпляр в издательской бумажной обложке, утрата трех уголков у верхней обложки, один из них реставрирован бумагой с оборотной стороны, след от сгиба; задняя обложка подрезана, утраты уголка и фрагмента в верхней части. Корешок частично утрачен, надрывы по корешку в верхней и в нижней частях; блок расходится на тетради. Смотри: В. Поляков “Книги русского кубофутуризма” с. 461–462. №46.

«Победа над Солнцем» – футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств – слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление – карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа. «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке». Крученых при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка».

Осенью 1913 года кубофутуристы Объединенный комитет «Союза молодежи» решили организовать футуристический театр и поставить футуристическую оперу с характерным названием «Победа над Солнцем». Алексей Крученых написал либретто, Михаил Матюшин – музыку, а Казимир Малевич создал декорации и костюмы. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Крученых — заумным языком, а Матюшин — диссонантностью музыки. В 1913 году опера была поставлена в Санкт-Петербурге. Вклад Малевича в тот спектакль является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма. Впервые возник в декорациях знаменитый «Чёрный квадрат» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы – черный квадрат вместо солнечного круга. В 1920 году опера была поставлена вторично, на этот раз в Витебске.

Предварительная оценка: 150 000 – 250 000 р.

Цена продажи: 150 000 р.

Версия для печати.