Архив аукциона №39(110)
[Дезидерата русского авангарда. Первое выступление в печати В. Маяковского]. Пощечина общественного вкуса. В защиту свободного искусства: Стихи, проза, статьи / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. М.: Издание Г. Л. Кузьмина, [1912].

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №143    Следующий лот 

112, [2] с. 22 x 15,5 см. В издательской рогоже (обложке) с цветным тиснением. Утрачен фрагмент холста по корешку. Блок отделен от обложки, разобран на тетради. Утрата титульного листа, с. 93-112, [2].
Первое выступление печати Владимира Маяковского «Ночь» и «Утро» с. 89-92.
Тираж 600 экз. Большая редкость.
Дезидерата русского авангарда. Первое выступление В. Маяковского в печати.
Поэтический сборник кубофутуристов (московская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту.
В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица.
Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией. Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.
Поляков: «Именно этому сборнику удалось достичь того, на что рассчитывали издатели „Садка судей“ – привлечь всеобщее внимание. После выхода в свет он вызвал настоящий вал отзывов и отрицательных рецензий в прессе».
В декабре 1912 года увидел свет знаменитый альманах «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся манифестом, в котором среди немногих позитивных требований («прав поэтов») под номером один значилось «увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово — новшество)». Вопрос о слове был выдвинут в качестве основного. Вообще, отношение к слову выявляло главное в поэтической практике трех основных литературных направлений начала века (символизм, акмеизм, футуризм), оно определялось мировоззренчески и определяло эстетику. Футуристы поставили слово в ряд других материальных явлений действительности, приравняли его к вещи, на которую можно прямо воздействовать, которую можно изменять, деформировать, переделывать по своему желанию и разумению. И футуристы, с их решительным желанием переустройства мира, энергично взялись за слово. Хлебников, в присущей ему манере решать проблемы глобально, предпринял грандиозную попытку создания нового (в перспективе — вселенского) языка, взяв за основу славянский, сохраняя при этом существующие законы словообразования и используя уже имеющийся в языке набор морфем. Созданные Хлебниковым слова наделялись новым объективным смыслом, они были семантически зафиксированы и рационалистически обоснованы; даже отдельные фонемы Хлебников нагружал определенным (цветовым) значением.
Лесман № 1835, 1836, Охлопков, с. 118, Поляков № 17, Розанов № 5959.
Продажа: на одном из отечественных аукционов выявлена продажа  — 180 000 руб.

 

 

 

Предварительная оценка: 15000-20000 р.

Версия для печати.